[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29]
[главная] [авторы]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1999. 30 июля. . 160-161. С. 4.

Рязанский архив на пороге нового тысячелетия
Интервью с директором ГАРО Т.П.Синельниковой.

                       

Рязанский архив. Летопись событий.
История Государственного архива Рязанской области.

                       Толстов В.

Кабинет чтения.
Создание кабинета чтения при 1-й мужской гимназии (1820-1830).

                       Трибунский П.                        Целикова М.

Касимовский художник С.И.Грибков.
Биография художника и филантропа С.И.Грибкова (1820-1893).

                       Филиппов Д.

Поджоги.
Поджоги как обыденное явление крестьянской жизни XIX-XX вв.

                       Фрэнк С.

 

Касимовский художник С.И.Грибков

   Имя художника Сергея Ивановича Грибкова сегодня едва ли знакомо широкой публике, хотя в свое время он был хорошо известен в московских художественных кругах не только как талантливый живописец, но и как филантроп, помогавший начинающим художникам.

Родился Сергей Грибков в Касимове в 1820 г. (по другим данным в 1823 г.). Происходил он из старинной, но обедневшей купеческой семьи. Род Грибковых принадлежал к числу старейших касимовских фамилий. Уже в конце XVIII в. они входили в число наиболее известных касимовских купеческих семейств.

В 1799 г. дед нашего героя Яков Гурьевич Грибков упоминается в числе "знатнейших в Касимове купцов обширностью торга, деятельностью и знанием в торговле". Семья торговала хлебом, медом, хмелем и другими припасами, содержала постоялый двор, то есть занималась деятельностью, обычной для крепкого купечества средней руки. Хотя, Грибковы никогда не поднимались в купеческой иерархии выше третьей гильдии, их позиции на рубеже XVIII-XIX вв. были достаточно прочны - по размеру капитала в своей гильдии они занимали первое-второе место, заметно выделяясь на общем фоне.

Однако в первой половине 1800-х годов произошел подрыв состояния семьи, и причиной тому была ранняя смерть главы семьи. Яков Гурьевич умер в 1806 г. в возрасте 46 лет, оставив вдову Февронью Никитичну с тремя детьми, старшему из которых Ивану было 15 лет. Февронья Никитична возглавляла семейное дело до 1811 г. Капитал на 1812 г. был заявлен от имени Ивана Яковлевича - будущего отца художника.

Наполеоновское нашествие, повлекшее за собой общий спад деловой активности и складывание неблагоприятной ситуации на рынке привело к разорению многих купеческих семей среднего достатка. Не миновала этой участи и семья Грибковых. Уже в 1813 г. они не смогли объявить капитал для записи в гильдию и надолго выбыли из купеческого сословия. В том же 1813 г., в июле в Касимове состоялся "конкурс" - аукцион по продаже имущества Грибковых за долги. Добротный бревенчатый дом на каменном фундаменте и наследственная усадьба со всеми постройками были куплены М.А. Якунчиковым. (Позже усадьба Грибковых вошла в состав обширного владения Якунчиковых на Соборной улице). Только через тридцать лет в 1846 г. Иван Яковлевич Грибков снова записался в купечество. В том же году он обратился в городскую думу с прошением о выдаче свидетельства его сыну Сергею "для продолжения учения по живописной части в Московском художественном классе и достижения степени свободного художника". Однако этому предшествовали события, сыгравшие определяющую роль в судьбе Сергея Ивановича. В 1841 г. по делам службы в Касимов приезжал известный меценат С.Г.Строганов, бывший в то время попечителем Московского учебного округа. Во время этого визита Строганову были показаны рисунки и картины Грибкова. Обратив внимание на талантливые работы начинающего художника, Строганов позволил ему посещать класс в своей рисовальной школе в Москве, при условии, что Грибков имеет средства содержать себя. Средства мог дать только отец, а он, видимо не разделял любви сына к живописи - уж слишком некупческое было это занятие. Иван Яковлевич неоднократно пытался убедить Сергея заняться службой по откупам, но все попытки повернуть сына на стезю коммерции были тщетны. Сам ли Иван Яковлевич пошел на уступки, сказалось ли мнение Строганова о работах Сергея, а может быть на отца оказали влияние купцы Барковы, в чьей коллекции находились некоторые ранние работы Грибкова, точно не известно. Так или иначе, Сергей Иванович начал учиться. С 1844 по 1856 г. он занимался в Московском училище живописи и ваяния, получив в 1852 г. звание неклассного художника исторической живописи.

По окончании училища Грибков жил и работал в Москве, где по словам В.А.Гиляровского, много лет держал живописную мастерскую, давая приют своим начинающим коллегам. Помимо работ на исторические темы, кстати, немногочисленных в его творческом наследии, художник писал жанровые картины, они и получили наибольшую известность: "Девушка у колодца", "Кутеж приказчиков", "Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем", "Обед Хлестакова" и другие.

Как и многие другие русские художники Грибков отдал дань и монументальной живописи. Он расписывал помещение Екатерининской больницы в Москве, и Вознесенский собор в родном Касимове. Работал Грибков и для частных заказчиков. В 1850-х годах по заказу Барковых он расписывал их фамильную часовню на касимовском кладбище. Сегодня к сожалению от нее не осталось и следа.

Умер С.И. Грибков 16 декабря в 1893 г. в Москве, закончив свою жизнь в бедности. По свидетельству В.А. Гиляровского хоронить его пришлось на средства друзей, так как "в доме не оказалось ни гроша".

Дмитрий Филиппов.