[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29]
[главная] [авторы]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1999. 24 сентября. . 205-206. С. 4.

Еврейский погром в Рязани 1905 года.
Погром 23-24 октября 1905 г. в Рязани и следствие по нему.

                       Мираков М.,                        Трибунский П.

Тюремная эпопея С.Д.Яхонтова: "Наступило время, когда личность человека - ничто..."
Арест и тюремное заключение архивиста и музейного деятеля С.Д.Яхонтов.

                       Толстов В.

Рязанский концлагерь: факты и домыслы.
История рязанского концлагеря (1919-1923).

                       Трибунский П.

Дорога в XX век.
Несостоявшаяся касимовская железная дорога.

                       Филиппов Д.

 

Дорога в XX век

   Исстари Касимов жил Окой. Она задавала ритм жизни города, связывала его с внешним миром. Летом, в сезон навигации, на реке кипела жизнь: в город следовали товары с ярмарок, предназначенные и для продажи, и для производственных нужд. На ярмарки вывозилась продукция местных заводчиков, главным образом кожевенные товары. Зимой же река замирала, а вместе с ней затихала и деловая активность касимовских предпринимателей. В зимнее время основная транспортная нагрузка ложилась на сухопутные тракты, связывавшие Касимов с Москвой, Нижним, Владимиром, южными ярмарками.

Уже в середине XIX в. отрезанность Касимова от сети железных дорог начала сказываться на развитии городского хозяйства. Местные власти отмечали падение объемов кожевенного и железоделательного производства, и стали всерьез задумались о том, чтобы провести через Касимов железнодорожную линию и тем самым обеспечить городу свободное сообщение со столицами и важнейшими деловыми центрами на протяжении всего года.

История "железнодорожного вопроса" в Касимове началась в 1869 г. Именно тогда Касимовская городская дума и уездное земство впервые выступили с предложение провести к городу железнодорожную ветку. Предполагалось на паях с земством Шацкого уезда Тамбовской губернии провести дорогу до Касимова от станции Сараи. Однако этот проект остался нереализованным. Неудача, однако, не остановила отцов города и уездное земство и в последующие сорок лет они активно использовали любую возможность для реализации своей заветной мечты. В 1872 г. касимовцы ходатайствовали о строительстве через город ветки от Нижегородской железной дороги к Ряжско-Моршанскому пути. В 1891 г. они предлагали провести через Касимов проектируемую Московско-Казанскую дорогу. В 1892 и 1897 гг. поддержали предложение Егорьвского земства о постройке линии от Егорьевска до Касимова. Но все было тщетно, хотя занимался "пробиванием" проекта комитет, составленный из самых влиятельных и известных в городе людей, имевших и вес, и связи в столице: железоторговцы С.Л. и А.С. и С.С. Салазкины, бессменный городской голова и крупный предприниматель Н.М.Наставин, председатель уездной земской управы Н.А.Мансуров и др.

Очередная железнодорожная кампания началась в 1910 г. Когда всего в 70 верстах от города велось строительство Люберецко-Арзамасской линии. На этот раз городская дума и земство приложили максимум усилий для воплощения насущной мечты жителей города и уезда. Земство выступило с инициативой строительства дороги на свои средства, но просило помощи государства в виде концессии на строительство сроком и получении для этих целей льготной ссуды. Основные строительные работы предполагалось завершить в ближайшие пять лет. Предполагалось проложить к Касимову ветку от станции "Ильичев разъезд" Люберецко-Арзамасской дороги, проведя ее через Туму. По заказу земства были проведены технические изыскания и статистико-экономическое обоснование проекта. (Любопытный факт: автором экономического обоснования целесообразности строительства касимовской "железки" был Семен Середа, известный большевик, масон, один из организаторов первого рязанского Совета, народный комиссар земледелия. В 1911 г. он работал заведующим оценочным отделом губернского земства, и по поручению касимовцев изучил экономическую сторону вопроса. Результаты изысканий были опубликованы отдельной брошюрой).

Но и на сей раз добиться ничего не удалось. В концессии было отказано. Не помогли ни тщательная разработка нескольких вариантов проекта, ни поддержка рязанцев-членов Государственной думы. В очередной раз железная дорога превратилась для города в мираж. Касимовский корреспондент газеты "Рязанская жизнь" в 1912 г. писал: "По какой-то иронии судьбы все строящиеся линии проходят мимо Касимова, оставляя его в стороне..."

Когда в городе начал распространяться слух о том, что через соседнюю Елатьму пройдет линия, минуя Касимов всего в семи верстах, жители, видимо в отчаянии, пустили по рукам подписной лист, с обращением к городской думе вновь ходатайствовать перед правление Московско-Казанской дороги о проведении к Касимову железного пути. Но все осталось без изменений. ... Горожане нашли свои объяснения иронии судьбы. По их мнению, железная дорога натолкнулась на интересы влиятельных касимовских пароходчиков Качковых. В начале 1910-х годов пароходство Качковых было монополистом в области пассажирских перевозок на участке Оки от Рязани до Нижнего Новгорода и одним из крупнейших грузоперевозчиков, получая огромные прибыли. Дорога, будь она построена, неминуемо лишила бы Качковых части дохода, и они сделали все, чтобы это предотвратить. Правда это или досужие вымыслы - судить не берусь, но слух этот жив в Касимове до сих пор... Слухи остались слухами, а Касимов - городом на реке. Он так и задержался где-то на рубеже веков, не успев вскочить в проходящий поезд.

Дмитрий Филиппов.