Вечерняя Рязань.1999. 22 декабря. С.16, 21. К нашим читателям Был ли Мирослав славянином? Егорьевский погром. О честности в полемике. |
Был ли Мирослав славянином? Родословная роспись Вердеревских является одним из самых подробных, достоверных и внутренне непротиворечивых документов, описывающих происхождение рязанских боярских и дворянских родов. Роспись неоднократно привлекалась в качестве источника для разнообразных исследований по истории России периода феодализма. Использовал легенду о происхождении Вердеревских и автор "новой хронологии", академик А.Т.Фоменко ("Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима". М., 1996. Т.1. С.140, 141). Но то, каким образом это было сделано, заставляет еще раз задуматься о чистоте исследовательского метода популярного ныне автора и о степени обоснованности его "революционных" идей, ставящих под сомнение общепринятую последовательность событий мировой истории. Среди прочего А.Т.Фоменко декларирует общность славян-русских и Руси как таковой с верхушкой монголо-татарской Золотой Орды. В качестве иллюстрации этого и приводится запись о выезде на Русь предка Вердеревских. Упомянутая родословная роспись (как, впрочем, и росписи однородцев Вердеревских - Апраксиных, Апраксиных-Вердеревских и Крюковых, проигнорированные А.Т.Фоменко) сообщает имя знатного татарина Салехмира (Солохмира, Салохмира) Мирославича, выехавшего в 1371 году из Большой Орды к великому князю рязанскому Олегу Ивановичу. По этому поводу А.Т.Фоменко замечает, что "некрещенный татарин, только что прибывший из Великой Орды носит, оказывается, чисто славянское имя Солохмир = Солоха [причем здесь уменьшительное женское имя от Соломониды, Саломеи и т.д. ?! - А.А.] + Мир. Да и отец его (также очевидно татарин) оказывается был Мирослав - также со славянским именем". Далее А.Т.Фоменко обращает внимание читателей на то, что внуки Ивана Мирославича (как стали звать Салохмира после крещения) имели наряду с христианскими тюркские (Михайло Абумайло, Иван Кончей) и славянские (Константин Дивной) имена-прозвища. И после риторического вопроса - "И откуда же все-таки взялись Мирославы в Большой Орде?" - делается вывод: "В орде было много [странная категория для доктора физико-математических наук. Много этого сколько? 99,99%? Половина? Тысяча? Или один Мирослав это уже много? - А.А] славян со славянскими языческими именами. А "татарские имена" - это прозвища тех же русских людей, употреблявшиеся в быту". И окончательный итог всего сказанного: "... власть Орды - это была власть русских людей в многонациональной империи". Итак, построения А.Т.Фоменко основываются на якобы славянском имени выехавшего на Русь татарина. Но оно объясняется из татарско-мусульманских реалий не менее просто, чем из русских. Во-первых, и в имени, и в отчестве действительно выделяется корень "мир". Но, на наш взгляд, истолковать его правильнее будет от арабского "амир" - князь, господин. Приставка "мир" употреблялась как указание на знатное происхождение того или иного лица, а также входила в состав сложносоставных имен (Мирвали, Миргасим, Мирсаит и др.). Во-вторых, "Салех" - довольно распространенное среди мусульман имя, восходящее к арабскому "салех" - праведный, честный. В-третьих, в русском отчестве "Мирославич" можно услышать переозвученное "Мир-Асланич". И не столь близкие по звучанию созвучия случалось перевирать для собственного удобства русскому человеку. Тем более, что между событием и записью о нем, использованной А.Т.Фоменко, прошло более трехсот лет. В таком случае во второй части имени ясно звучит другое распространенное имя Аслан, от тюркского "арслан" - лев. Заметим также, что во многих других случаях, когда на Русь, и, в частности, в Рязанское княжество, приезжали и крестились выходцы из Орды, то отчество для этого человека образовывалось от степного, нехристианского имени. Вспомним, например, другого боярина Олега Ивановича, Сафония Алтыкулачевича, живших чуть позднее рязанских бояр Глеба Батурича и Павла Карандеевича. Иными словами, согласно легенде в 1371 году из Большой Орды в Рязанское княжество выехал знатный татарин Салех-господин, сын господина Аслана. Насколько это является поводом для кардинального пересмотра устоявшихся воззрений на взаимоотношения Руси и Орды - судите сами.
Правда, А.Т.Фоменко страхует свои рассуждения утверждением о том, что общеизвестные татарские имена верхушки Золотой Орды - это бытовые прозвища, вторые имена, широко употреблявшиеся на Руси. Вопрос о русских именах-прозвищах сложен. Давний спор, являются ли они именами, т.е. оторвавшимися от своего прямого значения метками, либо все-таки прозвищами, т.е. характеристиками свойств конкретного лица, еще далек от завершения. Но без относительно к его финалу А.Т.Фоменко в своих рассуждениях попал в любопытную логическую ловушку. Если Кончей и Абумайло - татарские прозвища, то давать их должны были носители языка, тюркского, разумеется, знавшие, какие свойства этими словами обозначаются, т.е. татары. Если же это татарские имена, то данное обстоятельство вообще ничего не может доказать, кроме наличия обширных русско-татарских связей. Ведь второе имя может быть каким угодно, хоть взятым с Луны. Среди потомков Салохмира был, например, человек с классическим мордовским именем Парават. Ведь главной задачей второго имени была защита подлинного, христианского от сглаза и подобных ему магических действий.
|