[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27][28] [29]
[главная] [авторы]

 

К списку выпусков

Вечерняя Рязань.2001. 12 января. С.16, 21

Декабристы и Рязанский край.
Связь отдельных декабристов с Рязанским краем.

                     Никитин А.

Из жизни авантюриста.
И.В.Шервуд и баташевское наследство.

                     Никитин А.

Декабристы в материалах РУАК.
Материалы о декабристах в фонде Рязанской ученой архивной комиссии.

                     Толстов В.

Доктор медицины.
Судьба доктора медицины и члена Союза благоденствия О.П.Богородицкого (ок. 1784 - 1826).

                     Трибунский П.

 

Доктор медицины

   Биографии врача, члена Союза Благоденствия Онисима Пантелеймоновича Богородицкого посвящено немало заметок. Все без исключения авторы оперируют одним и тем же набором фактов, что не позволяет обрисовать его жизнь и деятельность с достаточной полнотой. Стремление воссоздать образ этого недюжинного человека и подвигло нас на собственные разыскания.

Отец О.П.Богородицкого - священник Пантелеймон Иванов (ок. 1747 (по др. данным ок. 1751) - 1804) первоначально служил в церкви св. Николая Чудотворца в с.Красное (Собакино тож) Михайловского уезда Рязанской губернии. В 1784 году он был переведен в село Крестобогородицкое (Моховое тож) Скопинского уезда, где велось строительство нового храма. С 1785 по 1804 г. он был священником в Крестовоздвиженской церкви этого села. О матери - Марфе Васильевой (ок. 1748 (по др. данным ок.1751) - ?) - известно только то, что она дочь священника из города Гремячи (ныне - поселок Гремячее Тульской области).

Точную дату и место рождения будущего декабриста установить не удалось. Собранные данные позволяют утверждать, что О.П.Богородицкий родился около 1784 г. Стоит оговориться, что ни в одной из метрических книгах по Скопинскому и Михайловскому уездам за 1784 г. не отмечено рождение сына у священника Пантелеймона Иванова. Вполне возможно, что отсутствие подобных данных связано с изменением местопребывания Пантелеймона Иванова, который в 1784 г. отправился на новое место службы. Тогда вполне реально, что беременная жена была отослана к родне, в Гремячи, в метрических книгах которого следует продолжить поиск. У Пантелеймона Иванова было еще 3 сына (Иоанн (ок.1779/80-1822), священник, Гавриил (ок. 1786/87-1860), священник, Петр (ок.1791 - ?) и 1 дочь - Агриппина (ок. 1775 - ?).

Первые достоверные данные об Онисиме относятся к 1794 г. 11 декабря этого года сын священника Пантелеймона Иванова поступил в рязанскую духовную семинарию, где обучался семь лет. (Вероятно, свою фамилию он получил по выходу из семинарии. Его отец служил в селе Крестобогородицкое, усеченное название которого и было взято как фамилия). Из семинарии О.П.Богородицкий поступил 20 октября 1801 г. в Славяно-греко-латинскую академию. Параллельно как вольный слушатель он посещал лекции в Московском университете.

По окончании академии О.П.Богородицкий 1 сентября 1806 г. был определен на службу в родную семинарию. По аттестации ректора семинарии, архимандрита Иеронима, поведение Богородицкого во время службы было хорошим и он "все возложенные на него должности в течение четырех лет проходил ревностно и успешно". Сверх того, семинарское начальство отмечало, что Богородицкий "по особенной склонности к наукам частно упражнялся и имел достаточные сведения в тригонометрии, алгебре и механике, в технологии, в статистике, в познании прав гражданских и политических, в теории изящных искусств и особенно в древней и новейшей словесности во всей ее обширности, занимался притом рисованием".

По каким-то причинам О.П.Богородицкий решил порвать с духовным сословием. 20 июля 1810 г. он был уволен по собственному прошению из семинарии. Через 13 дней, 2 августа, по желанию Богородицкого его уволили из духовного сословия в светское. В тот же день он был принят на службу в рязанское уездное училище учителем истории, математики и рисования. С 1 января 1814 г. О.П.Богородицкий числился старшим учителем по классу истории, географии и статистики в рязанской мужской гимназии. Но долго в этом учебном заведении он не проработал. В январе 1815 г. Богородицкий подал прошение об отставке. Директор гимназии В.Е.Воскресенский писал, что Богородицкий оказывал "в должностях на него возложенных отменную ревность и соединял усердие свое с успехами, с честностью и с благородным поведением". 15 марта 1815 г. Богородицкий был уволен от должности. Нами не найдено никаких удовлетворительных объяснений тому неожиданному обстоятельству, что тридцатилетний учитель гимназии оставил службу и отправился в Москву для получения образования в новой для него сфере. Весной - в начале лета 1815 г. он записался вольным слушателем медицинского факультета Московского университета. Отучившись 2,5 года Богородицкий обратился в Совет университета с просьбой проэкзаменовать его на звание лекаря. Публичное испытание было назначено на 10 декабря 1817 г. С теоретическим экзаменом и практическими заданиями Богордицкий справился отлично, и 13 марта 1818 г. был утвержден в искомом звании.

Сдача экзаменов на звание лекаря совпала по времени со вступлением О.П.Богородицкого в нелегальный Союз Благоденствия. Сентябрь-декабрь 1817 г. были временем организационного оформления и создания устава тайного общества. По свидетельству А.Н.Муравьева Богородицкий был принят П.И.Колошиным в числе первых членов Союза. Произошло это в конце 1817 или начале 1818 г. По словам Муравьева, Богородицкий "никакого влияния в действиях общества не имел и оставался как бы посторонним". Богородицкий вошел в состав управы Союза, которую возглавил А.Н.Муравьев. Пассивную роль Богородицкого в обществе, по крайней мере, до мая 1819 г. подтверждает в своих показаниях А.Н.Муравьев. Более никаких данных по этому вопросу в распоряжении ученых нет. Можно предположить, что Богородицкий и в последующее время своего членства в Союзе не заявил себя активным адептом декабризма. Косвенно такое предположение подтверждается тем обстоятельством, что Богородицкий после формального роспуска Союза Благоденствия не вошел в состав Северного общества.

Следующим этапом карьеры О.П.Богородицкого стал экзамен на доктора медицины. Судя по всему, этот экзамен начался 26 апреля, а закончился 2 мая 1821 г. Помимо этого Богородицкий провел практическое лечение больных в клиническом институте при университете и представил на факультет диссертацию об ипохондрии. 9 ноября 1821 г. соискатель был утвержден в степени доктора медицины. 20 февраля 1822 г. Богородицкого приняли в Московский воспитательный дом репетитором при повивальном институте. Его попытки стать преподавателем Московского университета и младшим городским акушером закончились неудачей.

Осенью 1823 г. Богородицкий был избран, а в 1824 г. - утвержден ординарным профессором по кафедре повивального искусства Харьковского университета. Он начал преподавать теоретическое и практическое акушерство, а также детские и женские болезни. Как утверждают историки медицины, Богородицкий ничем не отличался от своих предшественников, которые "читали потому только, что назначены были на эту кафедру". О последних годах жизни Богородицкого известно мало. На торжественном акте 30 августа 1825 г. им была прочитана речь на латинском языке о физическом воспитании детей. В том же году она появилась в печатном виде. 20 февраля 1826 г. доктора медицины, ординарного профессора Харьковского университета, закоренелого холостяка Онисима Пантелеймоновича Богородицкого не стало.

В апреле 1826 г. имя О.П.Богородицкого несколько раз прозвучало в ходе допросов декабристов А.Н.Муравьева и С.М.Семенова. Но привлечь умершего к следствию было невозможно. А дальше об О.П.Богородицком и писали, и не писали. Шаблон вытеснил образ живого человека, чей памяти мы посвятили этот очерк.

Павел Трибунский.