[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27][28] [29]
[главная] [авторы]

 

Рязанская старина.
Выпуск 4 (28).

Вечерняя Рязань.
2001. 30 марта. С.16,21.

Сокровища рязанского музея. Евангелие 1575 года.
Самый древний экспонат собрания книг кириллической печати в РИАМЗ.
                         Шапилова Е.

Купеческие имения Рязани.
Купеческие имения Рязани конца XVIII - начала XIX в.

                          Кусова И.

Летописная повесть "О побоище рязанском 1408 года".
События, легшие в основу повести, и обстоятельства ее создания.
                         Селезнев Ю.

Рязанские рукописные синодики.
Собрание синодиков РИАМЗ.
                              Губин Д.

Репертуар рязанской книги.
Беседа с руководителем проекта "Рязанская книга, 1848-1917 годы: Сводный каталог-репертуар" М.В.Целиковой.

 

Рязанский шахматный кружок.
Создание и первые шаги "Рязанского шахматного кружка" (1914-1915 гг.).
                 Трибунский П.

 

Рязанские рукописные синодики


Изобретение книгопечатания не умалило значения рукописной книги потому, что последняя сохраняла важную способность - сближать людей, которые имели отношение к этой книге. Сближал как живой интерес к содержанию книги, так и сама книга, к которой относились очень бережно, считая ее свидетелем и хранителем чудесной сути слова.
До изобретения книгопечатания в ХV веке, а на Руси оно появилось в ХVI столетии, рукописная книга была универсальным средством распространения знаний, священных текстов и литературных произведений. Наша страна в прошлом имела уникально продолжительную традицию переписывания книг. В этом смысле чрезвычайному прилежанию русских дивились иностранцы. Рукописная кириллическая традиция сохранялась в России вплоть до XX века, чему в значительной мере способствовали, например, старообрядцы, свято чтившие древнюю рукописную книжность.
В наше время, наверное, не все смогут точно определить значение слова "синодик". Читателю небезынтересно будет узнать о рязанских синодиках - рукописных книгах поминального характера. В XIX веке исследовавший памятники рязанской старины священник И.В.Добролюбов в описании синодика Успенского кафедрального собора г. Рязани 1631 года привел вкладную запись Григория Михайловича Юшкова на заглавном листе с объяснением причины вклада в соборную церковь - "душевного ради своего спасения и памяти ради преставлявшихся родителей своих в вечный поминок". Содержание такой записи характерно для многих синодиков.
В настоящее время список этого синодика, как и большинство других рязанских синодиков, хранится в фондах Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Эти рукописи, в основном, были созданы в XVII-XVIII вв., но поминальные записи в них вносились и на протяжении последующих веков, что весьма типично для многих синодиков.
В XVII-XVIII вв. синодики получили такое широкое распространение, что исследователи в XIX в. назвали синодик "народной книгой". Одним из оснований этого стала особая популярность наиболее интересного типа синодика - литературного сборника, куда включались тексты литературно-учительного, назидательно-догматического, литургического, исторического, апокрифического, агиографического (жития) и даже естественнонаучного характера.
Вкладная книга Солотчинского монастыря 1691 года, содержащая записи о древнейших денежных вкладах в монастырь великого князя Олега Ивановича Рязанского и царя Ивана Васильевича Грозного, имеет вступительные статьи нравоучительного характера - "Сказания" Макария Александрийского, Григория Двоеслова, Григория Папы римского, которые доказывают и объясняют необходимость поминовения усопших.
Такие "четьи" вступления выполняют функцию синодических предисловий, сопровождающих собственно синодические тексты ("помянники"). Подобные синодики обычно начинаются поминаниями общерусским (иногда - вселенским) церковным иерархам и русским царственным особам. Однако, в XIX в. И.Ф.Токмаков при описании рукописных книг Николо-Радовицкого монастыря в Егорьевском уезде Рязанской губернии упомянул о необычном древнем синодике, в котором отметил синодическое предисловие и помянник, начинающийся сразу именами местных духовных отцов - архиепископов и епископов Рязанских и Муромских.
Был распространён и другой тип синодиков - помянник без предисловия. Среди таких синодиков - монастырские братские помянники (все сохранившиеся рязанские синодики XIX в.) и помянники "благотворителей" - вкладчиков и их родственников (например, синодик Солотчинского монастыря последней четверти XVII в.). Существовали и такие синодики, куда заносились имена только одного рода. Среди рязанских рукописей это иллюстрированный рисунками-миниатюрами (лицевой) синодик рода князей Долгоруких конца XVII в.
Синодики могут содержать и исторические записи. В синодике Успенского собора Переяславля-Рязанского полууставом записано: "Лета 7126 июля в 30 день на память святых апостол Силы и Силуана. Приходили под град Переславль запороския черкасы. В той день празднуют пречистыя богородицы Одигитрию, ходят около града со кресты". В лицевом синодике Борисоглебского собора Переяславля-Рязанского 1713 года также содержится запись об образе Одигитрии, о написании списка с древней иконы.
Хранящиеся в музее-заповеднике рязанские синодики интересны записями об известных родах, в том числе рязанских дворян Ляпуновых, Сунбуловых, Коробьиных, Измайловых, Селивановых, а также Волконских, Шереметевых, Строгановых, Нарышкиных, Колтовских, Хворостининых, Демидовых и других. Рукописные синодики содержат также поминания рязанским родам горожан и крестьян окрестных мест.
Рязанские "народные книги" XVII-XIX вв. хранят поминальную традицию - важную особенность народной памяти.

Дмитрий Губин.