Рязанская старина.
Выпуск 4 (28).
Вечерняя Рязань.
2001. 30 марта. С.16,21.
Сокровища рязанского музея. Евангелие 1575 года.
Самый древний экспонат собрания книг кириллической печати в РИАМЗ.
Шапилова
Е.
Купеческие имения Рязани.
Купеческие имения Рязани конца XVIII - начала XIX в.
Кусова
И.
Летописная повесть "О побоище рязанском 1408
года".
События, легшие в основу повести, и обстоятельства ее создания.
Селезнев
Ю.
Рязанские рукописные синодики.
Собрание синодиков РИАМЗ.
Губин
Д.
Репертуар рязанской книги.
Беседа с руководителем проекта "Рязанская книга,
1848-1917 годы: Сводный каталог-репертуар" М.В.Целиковой.
Рязанский шахматный кружок.
Создание и первые шаги "Рязанского шахматного кружка" (1914-1915
гг.).
Трибунский
П.
|
|
Рязанские рукописные
синодики
Изобретение книгопечатания не умалило значения рукописной книги потому,
что последняя сохраняла важную способность - сближать людей, которые имели
отношение к этой книге. Сближал как живой интерес к содержанию книги,
так и сама книга, к которой относились очень бережно, считая ее свидетелем
и хранителем чудесной сути слова.
До изобретения книгопечатания в ХV веке, а на Руси оно появилось в ХVI
столетии, рукописная книга была универсальным средством распространения
знаний, священных текстов и литературных произведений. Наша страна в прошлом
имела уникально продолжительную традицию переписывания книг. В этом смысле
чрезвычайному прилежанию русских дивились иностранцы. Рукописная кириллическая
традиция сохранялась в России вплоть до XX века, чему в значительной мере
способствовали, например, старообрядцы, свято чтившие древнюю рукописную
книжность.
В наше время, наверное, не все смогут точно определить значение слова
"синодик". Читателю небезынтересно будет узнать о рязанских
синодиках - рукописных книгах поминального характера. В XIX веке исследовавший
памятники рязанской старины священник И.В.Добролюбов в описании синодика
Успенского кафедрального собора г. Рязани 1631 года привел вкладную запись
Григория Михайловича Юшкова на заглавном листе с объяснением причины вклада
в соборную церковь - "душевного ради своего спасения и памяти ради
преставлявшихся родителей своих в вечный поминок". Содержание такой
записи характерно для многих синодиков.
В настоящее время список этого синодика, как и большинство других рязанских
синодиков, хранится в фондах Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Эти рукописи, в основном, были созданы в XVII-XVIII вв., но поминальные
записи в них вносились и на протяжении последующих веков, что весьма типично
для многих синодиков.
В XVII-XVIII вв. синодики получили такое широкое распространение, что
исследователи в XIX в. назвали синодик "народной книгой". Одним
из оснований этого стала особая популярность наиболее интересного типа
синодика - литературного сборника, куда включались тексты литературно-учительного,
назидательно-догматического, литургического, исторического, апокрифического,
агиографического (жития) и даже естественнонаучного характера.
Вкладная книга Солотчинского монастыря 1691 года, содержащая записи о
древнейших денежных вкладах в монастырь великого князя Олега Ивановича
Рязанского и царя Ивана Васильевича Грозного, имеет вступительные статьи
нравоучительного характера - "Сказания" Макария Александрийского,
Григория Двоеслова, Григория Папы римского, которые доказывают и объясняют
необходимость поминовения усопших.
Такие "четьи" вступления выполняют функцию синодических предисловий,
сопровождающих собственно синодические тексты ("помянники").
Подобные синодики обычно начинаются поминаниями общерусским (иногда -
вселенским) церковным иерархам и русским царственным особам. Однако, в
XIX в. И.Ф.Токмаков при описании рукописных книг Николо-Радовицкого монастыря
в Егорьевском уезде Рязанской губернии упомянул о необычном древнем синодике,
в котором отметил синодическое предисловие и помянник, начинающийся сразу
именами местных духовных отцов - архиепископов и епископов Рязанских и
Муромских.
Был распространён и другой тип синодиков - помянник без предисловия. Среди
таких синодиков - монастырские братские помянники (все сохранившиеся рязанские
синодики XIX в.) и помянники "благотворителей" - вкладчиков
и их родственников (например, синодик Солотчинского монастыря последней
четверти XVII в.). Существовали и такие синодики, куда заносились имена
только одного рода. Среди рязанских рукописей это иллюстрированный рисунками-миниатюрами
(лицевой) синодик рода князей Долгоруких конца XVII в.
Синодики могут содержать и исторические записи. В синодике Успенского
собора Переяславля-Рязанского полууставом записано: "Лета 7126 июля
в 30 день на память святых апостол Силы и Силуана. Приходили под град
Переславль запороския черкасы. В той день празднуют пречистыя богородицы
Одигитрию, ходят около града со кресты". В лицевом синодике Борисоглебского
собора Переяславля-Рязанского 1713 года также содержится запись об образе
Одигитрии, о написании списка с древней иконы.
Хранящиеся в музее-заповеднике рязанские синодики интересны записями об
известных родах, в том числе рязанских дворян Ляпуновых, Сунбуловых, Коробьиных,
Измайловых, Селивановых, а также Волконских, Шереметевых, Строгановых,
Нарышкиных, Колтовских, Хворостининых, Демидовых и других. Рукописные
синодики содержат также поминания рязанским родам горожан и крестьян окрестных
мест.
Рязанские "народные книги" XVII-XIX вв. хранят поминальную традицию
- важную особенность народной памяти.
Дмитрий Губин.
|