[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27][28] [29]
[главная] [авторы]

 

Полный список выпусков

Рязанские ведомости.1998. 30 октября. . 210-211. С. 4.

О боярстве Ляпуновых.
Опровержение мифа о Ляпуновых как древнем рязанском боярском роде.

                       Азаков С.

И.А.Ильин и Рязанский край
Связь философа И.А.Ильина с Рязанщиной.

                       Боярченков В.

Мозаика.
Беженцы в Рязанской
губернии в годы Первой
мировой войны.

Митяй.
Биография духовника князя Дмитрия Ивановича Донского Митяя.

                       Мордвинов А.

Дворянское военное училище.
Попытка создания военного училища в Рязани в первой
трети XIX в.

                       Трибунский П.

Страсти вокруг головы.
Выборы касимовского городского головы в 1914 г.

                       Филиппов Д.

 

Митяй

   Деятельная часть жизненного пути духовника великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского и несостоявшегося митрополита русской православной церкви Митяя прошла вне пределов Рязанской земли. Но последний, по-видимому, никогда не забывал о Родине. На протяжении всего времени возвышения этого незаурядного человека нет ни одного сведения о военном столкновении Московского княжества с Рязанским.

Летописи, имеющие в подавляющем большинстве церковное происхождение, донесли до нас лишь его уничижительное прозвище. Иерархи церкви не смогли простить этому выскочке беспокойств, которые он им причинил.

Митяй родился в семье священника, служившего в церкви находившегося в пределах тогдашнего Рязанского княжества города Тешилова (в районе современной Каширы). Сын последовал по стопам отца и получил приход в Коломне. Там состоялась случайная встреча Митяя с князем Дмитрием Ивановичем, который был очарован природным умом и душевным благородством священника. Князь взял его Митяя в Москву и сделал его своим духовником.

Дмитрию в тот период было немногим более двадцати лет от роду. Митяя летописи также описывают как молодого человека. Князь, очевидно, просто ну-ждался в друге среди более опытного и взрослого окружения своего двора. Да-же враждебно настроенные к Митяю летописи свидетельствуют о нем как о гармоничном человеке: он был, с одной стороны, красив внешне, высок ростом, плечист, а, с другой, "чести (читать - А.М.) горазд, книгами говорить горазд", а также обладал прекрасным голосом и хорошо пел.

Митяй быстро обрел популярность в придворных кругах. Вскоре большинство старых бояр Дмитрия Ивановича, вслед за ним, избрали рязанца своим духовником. Более того, великий князь доверил Митяю государственную печать, которую тот хранил и постоянно носил с собой.

Это время знаменовалось двоевластием в русской православной церкви. Наряду с престарелым митрополитом Алексием, чей престол находился в Мо-скве, в Киеве для православных Великого княжества Литовского был поставлен митрополит Киприан. Константинопольский патриарх Филофей видел в последнем преемника Алексея. Упустить из своего стольного города престол главы русской церкви Дмитрий не желал. Он решил заранее, при жизни Алексея, избрать своего кандидата. И сделал выбор в пользу Митяя. Но высшие должности в церкви могли занимать лишь люди, принявшие монашеский постриг. А Митяй был всего лишь священником. И отрекаться от мирских радостей, даже ради такой перспективы, не хотел. Он отказался подчиниться требованию своего покровителя. Но в 1376 годы бывший коломенский священник был фактически насильно - "аки нужею" - приведен в московский Спасский монастырь на Крутицах и пострижен в монахи, превратившись в инока Михаила. Спустя некоторое время он был поставлен архимандритом этой обители.

Но планам великого князя резко воспротивились верхи духовенства. Одних раздражала головокружительная карьера Митяя, других смущало то, что он не прошел многотрудного монашеского пути и не получил должного духовного образования, третьи опасались, что это назначение укрепит раскол церкви на две территориальные части, а кое-кто и сам рассчитывал возглавить русскую митрополию. Первоначально возражал Дмитрию Ивановичу и митрополит Алексей, до сих пор неизменно поддерживавший все начинания молодого кня-зя. Но, в конце концов, после долгого и не всегда вежливого нажима, направил в Константинополь к патриарху Макарию, сменившему Филофея, посла с просьбой утвердить своим преемником Митяя.

Митрополит скончался в 1378 году. Сразу после этого в пределы Московского княжества тайно проник Киприан, для того чтобы встретиться с авторитетными лицами в русском духовенстве, которые в противовес Митяю стали поддерживать его кандидатуру в митрополиты. Но Киприан был схвачен и выпровожен в Литву. А Митяй, получил письменное благословение от патриарха Макария, принялся исполнять обязанности главы русской церкви. Но он вынужден был заниматься лишь финансовыми делами митрополии: сбором денежных оброков и их расходованием. Церковные иерархи заблокировали участие митрополита Михаила, как официально стали звать Митяя, в духовной жизни общества. Они либо игнорировали его, либо, втягивая в богословские диспуты, пытались высмеять недостаточное знание первосвященником духовной литературы. Митяй, как мог, старался наверстать пробелы в своем церковном образовании. До нашего времени дошли выписки из книги "Пчела правоверья", сделанные им для одного из диспутов.

Однако для окончательного утверждения в сане каждый митрополит должен был получить личное благословение константинопольского патриарха. В июле 1379 года Михаил-Митяй отправился в Византию. Доверие великого князя Дмитрия Ивановича к нему было столь велико, что, зная традиции мздоимства, господствовавшие в Константинополе (и это, наряду с православием, мы весьма успешно позаимствовали у византийцев), московский государь снабдил кандидата в митрополиты не только солидной суммой денег, но и, если наличные закончатся, пустыми "харатьями", чистыми кусками пергамента с поставленной на них государственной печатью, для изготовления расписок ростовщикам.

Путь посольства лежал через родные Митяю рязанские земли. Их ему до-велось увидеть в последний раз. Через три или четыре месяца, когда с борта посольского корабля был уже виден Константинополь, Митяй скоропостижно умер. По-видимому, он был отравлен кем-то из сопровождавшей его церковной свиты. Это мог сделать переяславский архимандрит Пимен, который, затем, использовав чистые "харатьи", изготовил грамоту от имени князя Дмитрия о поставлении себя в митрополиты и наделал по ним громадные долги для подкупа членов патриаршего синода, по которым Русская земля не могла расплатиться десятилетие, и, тем самым, добился избрания себя на этот пост.

Митяй же был тайно похоронен в Галате, генуэзском пригороде Константинополя.

Владислав Боярченков.