сканматик цена

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27][28] [29]
[главная] [авторы]

 

К списку выпусков

Рязанские ведомости.1999. 29 января. . 20-21. С. 4.

Рязанские татары.
История "бордаковских татар" на Рязанской земле.

                      Азаков С.

Ученый-энциклопедист А.В.Селиванов.
Биография и труды А.В.Селиванова (1851-1915).

                     Толстов. В
                     Трибунский. П

Фамильный музей Селивановых
Попытка создания семейного музея в начале ХХ в.

                      Трибунский П.

В гостях у Алянчиковых.
Продолжение статьи "Дом у него был великолепный..."
(выпуск 4).

                       Филиппов Д.

 

Рязанские татары

   В последнее время в нашей стране все чаще и чаще можно услышать призывы к борьбе за этническую чистоту русского народа и российскую государственность. В стремлении отделить зерна от плевел националисты всех мастей напоминают собаку, пытающуюся укусить свой собственный хвост. Горячие головы и скороспелые умы забывают, что Россия не просто многонациональная страна. В формировании Русского государства всегда активно участвовали представители многих окружавших ее народов. Инородцы на протяжении веков входили в состав военной и административной верхушки России, благородного сословия и эксплуатируемого населения. И весьма часто происходила ассимиляция в состав русского народа как отдельных лиц, так и разных по величине целых этнических групп.

Большинство рязанцев на вопрос об известных случаях расселения татар на исконно русских территориях скорее всего вспомнят о касимовском царстве. Возможно, кто-то знает о поселенном в Романовском уезде дворе ногайских мурз, давших России известный род князей Юсуповых. Но были в Русском государстве и более мелкие оседлые татарские группы.

Многие рязанцы, которым доводилось ездить на электричке в сторону Сасово, наверняка запомнили станцию с загадочным названием "Перевлес". Бывшее торговое село, давшее ей имя, располагается довольно далеко. Населенный пункт, окружающий станцию, называется Огородниково. Этот топоним поя-вился в советское время, когда был заменен его неблагозвучный предшественник - Бордаково. Именно здесь в XVI веке было поселено несколько десятков семей тюркских воинов, вошедших в исторические источники как "бордаковские татары" (иногда - "рязанские татары").

Точное происхождение бордаковских татар неизвестно. Из какого из мно-гочисленных осколков Золотой Орды они попали на Русь еще предстоит выяснить. Нельзя даже сказать что-либо определенное об их изначальных религиозных воззрениях. Ни одного общемусульманского, восходящего к Корану, имени у рязанских татар не зафиксировано. Жители Бордаково несли военную службу вместе с детьми боярскими Рязанского уезда, но всегда выделялись в отдельную строку разрядной записи.

Уже к концу XVI в. в быту бордаковских татар происходят сильные изменения. Жили они по-русски - во дворах. Более половины рязанских татар стали носить русские имена. Но это не значит, что они обязательно крестились. Татары, видимо, подстраивались под окружавшую их чужую среду.

Принимать православие бордаковские татары начали с 20-х годов XVII века. И причины, побуждавшие их к этому, были чисто экономические. С конца XVI века количество татар увеличилось вдвое, а земельные угодья в Бордаково кончились. Пополнить свое земельное владение мелкий помещик того времени мог, как правило, удачно женившись. Неправославным татарам такой путь был заказан. Более того, татарское землевладение в Бордаково долгое время было совместным, практически общинным. Крестившиеся татары пытались полностью выделиться со своим жеребьем из общей земли, чтобы более свободно им распоряжаться. В 1625 году это удалось сделать Мартемьяну (до крещения Ненашу) Иванову сыну Темешеву, который после крещения бил челом, что "ему с татарами жить нельзя". Через два года Викула (до крещения Дмитрий) Анбу-латов сын Шестемиров повторял, что "поместья за ним смежно з бордаковскими татары, а не в разделе, и ему де, Викуле, ныне в православной крестьянской вере с ними с татары прожить не мочно". Любопытно, что эти слова относились к родным братьям Викулы, еще не крестившимся Игнатью и Черняю, с которыми он делил жалкий жеребий в 11 четей. К 1628 году уже 16 бордаковских татар из 71 были крещеными.

К 40-м годам XVII века все бордаковские татары крестились, но их еще некоторое время по традиции продолжали выделять в разрядных книгах в отдельный отряд, именуя "бордаковскими новокрещенами".

Вскоре в стремлении улучшить свое имущественно положение новокрещены стали покидать Бордаково. Корпорация распалась. Ее члены пополнили собой ряды русского дворянства. К началу ХХ века в Бордаково оставалось только четыре рода, которые вели свое происхождение от татар.

Фамилии, которые закрепились за крещенными рязанскими татарами, весьма любопытны. Некоторые из них не дают их потомкам возможности заподозрить свое тюркское происхождение: Поповы, Фроловы, Фроловы-Неверкины, Зерщиковы, Иванеевы, Петряевы. Другие, хотя образованы от татарских имен, давно уже воспринимаются нами как русские: Муратовы, Булатовы, Кудашевы. И лишь третьи звучат для нас как инородные: Янчуровы, Киядеяровы, Шестемировы, Янышевы, Бахтеяровы.

Яркого личного следа в русской истории никто из рязанских татар и их потомков не оставил, но свой вклад в формирование Российского государства они, без сомнения, внесли.

Сергей Азаков.